Как научить ребенка в 6 месяцев засыпать самостоятельно?

   Все родители хотят, чтобы их дети спали спокойно и всю ночь без пробуждений. Но взрослые не всегда учитывают особенности детской психики и ее способности относительно возраста. Самостоятельное засыпание, как и другой любой навык, нужно осваивать по возрасту. Когда ребенок физиологически к этому готов.

   Мы, команда Спи, Малыш, не рекомендуем до 6 месяцев учить малыша самостоятельно засыпать, потому как:

  • Ребенок еще не готов к этому физиологически и психологически
  • Успехи в обучении в таком раннем возрасте не гарантируют сохранение навыка самостоятельного засыпания после полугода
  • Неаккуратное применение методик обучения СЗ может стать небезопасным и навредить отношениям «мама-ребенок»

 

 Первые полгода малыш полностью зависит от взрослого.

   Эмоционально и физически малыш зависит от значимого взрослого, чаще от мамы. В процессе эмоционального общения, ухода за малышом, кормления формируется эмоциональная связь и близость с малышом. Она зависит и от того, как удовлетворяются его потребности в еде, тепле, смене памперса и общении. Привязанность первые полгода формируется в тесном тактильном и эмоциональном контакте с мамой, что важно учитывать.

   В раннем возрасте малыш не умеет еще успокаиваться сам, ему еще нужна помощь взрослого при засыпании.

   Подумайте, что такое «самостоятельность»? Что малыш может сделать сам в таком раннем возрасте? Какая самостоятельность в 2 месяца? Но, несомненно, с возрастом самостоятельность ребенка растет и проявляется в его новых двигательных навыках.

   Около полугода малыш сталкивается с психологической сепарацией - процессом естественного отдаления мамы от ребенка и его от мамы, что также свидетельствует о взрослении ребенка. Это процесс двусторонний. Не только малыш отдаляется от мамы – он уже может отползти, например, но и мама позволяет ему делать это в безопасных условиях и рядом с собой. Так малыш осваивает пространство, познает мир вокруг себя, знакомится с новыми эмоциями и впечатлениями от того, что стал по-другому смотреть на мир и близких, которые его окружают - уже не лежа на спине, а в перевороте или на животе. И тут очень важно, на сколько взрослый стимулирует и поощряет эти порывы самостоятельности, а соответственно взросления малыша. Ведь бывает так, что ребенок в 6-7 месяцев готов сам что-то делать, но родители не готовы к этому: они бояться, ограждают малыша от многого, делают что-то за него, хотя он уже сам умеет это. В такой ситуации взрослым важно разбираться с вопросами: «Почему мне это удобно?», «Самостоятельность моего малыша – это что для меня?».

   Иногда в индивидуальной работе с консультантами проясняется, что мама психологически не готова к тому, что ее малыш повзрослел, мама начинает в некоторых ситуациях чувствовать себя не такой значимой, как раньше, возникает ощущение, что ребенок уже не так сильно нуждается в ней. У таких переживаний есть разные скрытые психологические причины: сложные отношения с супругом, поиск ласки в заботе о малыше, сложные отношения с мамой и тогда страх «не додать» что-то своему маленькому сокровищу, а, может быть, мама себя в таких отношениях с ребенком чувствует особенной и самой значимой.

   Но самостоятельность малыша и его взросление не делают маму менее значимой, иногда наоборот, чтобы пройти регресс или скачок роста, малыш вначале нуждается  в маминой поддержке - липнет к маме, постоянно находится у нее на руках, не отпускает ее руку, чтобы получить безопасность, сделать шаг вперед и «отпустить» маму до следующего кризисного события.

   И на каждом возрастном этапе ребенка любовь мамы будет проявляться в разных действиях и поступках. Даже когда мама перестает кормить грудью, она не становится менее значимой для своего крохи. Она не начинает любить его меньше, также, как и он ее. И с возрастом развиваются другие проявления маминой любви и заботы. Подумайте, в чем проявляется ваша забота о малыше? Вспомните, отличается ли сейчас эта любовь и забота от той, которая была в раннем возрасте малыша? Появляются ли новые способы сказать и показать свои теплые чувства ребенку?

ВИДЕОУРОК

Как научить Засыпать Самостоятельно?

Подробнее

 Почему мы рекомендуем обучать самостоятельному засыпанию после 6 месяцев?

   Около 6 месяцев малыш становится более мобильным, он уже активно переворачивается и учится ползать. К 6-7 месяцам начинают запускаться процессы саморегуляции, что позволяет малышу осваивать новые способы успокоения и находить свои.

   В этом возрасте в качестве самоуспокоения могут выступать действия, несвязанные с присутствием взрослого в момент засыпания: дети могут засыпать сами, если иногда есть соска, сонный любимец, сосание пальчика, «пожмякивание» одеялка, «мурлыкание» себе под нос «колыбельных-мантр».

   К 6-8 месяцам важно развивать самостоятельность, способствовать взрослению ребенка, поощрять это. А самостоятельное засыпание – это как любой другой навык, которому можно и нужно научить ребенка, если он готов и здоров (ВАЖНО! для исключения медицинских причин рекомендуем обратиться к педиатру).

   

   Что может помочь в этом возрасте подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию?

  1. Проверьте условия сна. Не бойтесь создавать идеальные условия для сна и перестаньте волноваться, что это будет мешать малышу в будущем спать при малейшем шорохе. Обычно такая требовательность к условиям сна касается очень чувствительных малышей. Помните, что детям важно создать комфортные условия для сна. Дети больше, чем взрослые, нуждаются в проветривании и прохладе. Затемняйте комнату на время сна, не переживайте, что это запутает ребенка. Темнота помогает лучше спать, ведь мелатонин «гормон сна» начинает активно вырабатываться в темноте, так детям легче расслабить мышцы глаз и удерживать веки закрытыми. К тому же, дети меньше отвлекаются на рассматривание и изучение окружающей обстановки.

 

  1. Ритуалы. Как много мы пишем о важности подготовки ко сну! Это так просто, и так эффективно, но многие родители игнорируют важность ритуалов перед сном. Почему ритуалы работают? Ребенку важна последовательность и предсказуемость. Когда одни и те же действия повторяются каждый вечер перед сном, то это помогает настроиться на сон и быть готовым к нему. Такая предсказуемость успокаивает и расслабляет. Вы можете попробовать вводить ритуалы постепенно. Добавьте больше расслабляющих действий перед сном, подумайте, какие из спокойных занятий приятны и вам, и вашему малышу. Старайтесь и сами получать удовольствие от этого процесса. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом наедине, полностью посвящая себя друг другу. И помните, что с возрастом ритуалы для засыпания дополняются и насыщаются - то, чем вы занимались с 5-месячным ребенком уже будет скучно для малыша 1 года. 

 

  1. Подберите комфортный режим. К 5-6 месяцам начинает формироваться «мягкий» режим с 3-4 дневными снами. В этом возрасте можно пробовать зафиксировать время ночного укладывания и утреннего пробуждения, а также первый утренний сон через 1-1,5 ч после подъема. Наблюдайте за своим малышом, ориентируясь не столько на нормы сна, но и на признаки усталости вашего малыша, на его комфортное время бодрствования. Фиксируйте и анализируйте свои наблюдения. Они помогут вам выстроить индивидуальный режим вашего ребенка. Но помните, что время бодрствования растет с возрастом и режим постепенно изменяется. Будьте к этому готовы. Вечером можно поискать в течение нескольких дней комфортное время укладывания . Это время мы называем «окно сна» - начало выработки «гормона сна» мелатонин, время, когда ребенок быстрее и легче засыпает. Это поможет вам облегчить укладывание и сократить время засыпания.

 

  1. Дневной сон в кроватке. Рекомендация избегать сна в движении в первую очередб касается утреннего сна (первого дневного сна)и послеобеденного сна (второго дневного сна). Сон в в коляске – некачественный сон, не позволяет малышу отдохнуть как следует. Важно постепенно приучить ребенка ко сну в своей кроватке. Сначала сформируйте положительное отношение к кроватке, потом пробуйте организовать первый сон в кровати, а в след за этим и послеобеденный сон. Спустя несколько дней можно иногда перекладывать ребенка засыпающим – сонным, готовым ко сну на один из снов в его кроватку. Важно приучить не только просыпаться в своей кроватке, но и засыпать, научить осознавать момент засыпания в своей кровати.

 

  1. Постепенно снижайте свою активную помощь во время засыпания малыша: чуть меньше качайте, поглаживайте, пойте.

 

  1. Помните, что в период регресса 7-10 месяцев лучше не принимать жестких правил. Начинайте обучать СЗ, когда ребенок переживет регресс сна.

   Помните, что от психологической готовности и настроя мамы во многом зависит эффективность обучения ребенка и то, как он засыпает самостоятельно.

 

 Если мама не готова обучать малыша самостоятельному засыпанию

   Может быть и так, что в  6-7 месяцев малыша мама не готова обучать ребенка засыпать самостоятельно. И это нормально, это выбор мамы. Значит маме важно проработать некоторые важные темы, а пока ей это не подходит. Многое зависит от того, насколько всей семье комфортно в текущей ситуации со сном ребенка и хочется ли что-то менять. Мы всегда повторяем -  если вас все устраивает, то ничего менять не нужно!

   Важно понимать, что есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, отношения между мамой и детьми более сдержанные, малыш рано отделяется от мамы, сама мама в более раннем возрасте отделяется от него и психологически и физически, мамы раньше выходят на работу и отдают детей в детский сад очень рано. Для европейских и американских мам нет внутреннего конфликта или противоречия по этому поводу – это допустимо и привычно для них. Но мамам в СНГ и России часто не подходит такое резкое и раннее отделение от малыша. В русскоговорящей зоне более жертвенные мамы, детоцентризм становится настоящей отличительной чертой - большинство мам не готовы рано выходить на работу и оставлять малыша с кем-то, чаще всего мамы не поощряют самостоятельность ребенка, очень опекают и стараются многое сделать за него, потому наши детки чуть позже становятся самостоятельными. Это не хорошо и не плохо. Это нормально. И эти культурные различия следует учитывать, иначе у мамы возникает внутренний конфликт, который мешает достигнуть поставленных целей: «я хочу обучить самостоятельно засыпать и в отдельной комнате, но мне самой так нравится спать вместе с ним и страшно, что он там будет одинокий лежать без меня» – и в результате обучение останавливается на психологической работе с мамой, ее готовностью.

   В большинстве случаев наши консультанты помогают маме найти свои внутренние ресурсы, найти баланс между «надо и хочу», прийти к золотой серединке между личными желаниями мамы и потребностями ребенка.

   Проект Спи, Малыш помогает родителям разобраться с вопросами по детскому сну в своих видеоуроках. В уроках дана пошаговая информация, чтобы наладить режим и подготовить к самостоятельному засыпанию. Метод, который мы используем в работе, был разработан в Америке, но мы его адаптировали для русскоговорящих мам с учетом культурных особенностей. Метод мягкого отдаления помогает обучить малыша спать самому, с минимальной маминой помощью и с нетравматичным опытом для ребенка.

   И если малыш не умеет спать сам и ему постоянно требуется контакт с мамой при засыпании, то с этим можно и нужно работать - учить малыша засыпать самостоятельно. Это такой же навык, как ходить или разговаривать. Когда-нибудь ребенок и сам научится это делать, но с помощью взрослого он сможет освоить новый навык быстрее и эффективнее.