Почему ребенок в 1.5 года не спит днем?

   Часто встречаются ситуации и вопросы о детях, которые уже в 1,5 года отказываются спать днем. Это конечно плохо сказывается и на ребенке, потому что к ночному сну он приходит переутомленным, и на маме, которая осталась без отдыха днем и возможности в тишине доделать домашние дела.

   Давайте разберемся, зачем детям нужен дневной сон? Почему малыши отказываются от дневного сна уже в 1,5 года? И что делать родителям в этой ситуации?

 

 До какого возраста нужен дневной сон?

   «Хороший сон дает хороший сон» - мы часто произносим этот девиз в своих консультациях. Это обозначает, что хороший сон во время дня у ребенка, повлечет за собой хороший сон ночью. Потому что малыш не будет слишком переутомлен и гормоны стресса не будут нарушать его сон ночью. Дневной сон важен малышам, чтобы избежать переутомления, дать нервной системе отдых от постоянного потока информации и стимуляции. Поэтому так важно сохранить дневной сон как можно дольше. 

   Мы рекомендуем сохранять сон днем до 4 лет. С 4-х – 5 лет мы рекомендуем вводить обязательный «тихий час», чтобы дать малышу возможность отдохнуть физически (тихо полежать, почитать) и ментально (от входящего потока информации). 

   Но потребность в дневном сне может сохраняться у ребенка до школьного возраста, это во многом зависит от типа его нервной системы, темперамента, режима дня и нагрузки на протяжении времени бодрствования.

   Несмотря на то, что дневной сон нужен детям до 4 лет, и большинству детей еще тяжело выдерживать время бодрствования с утра до вечера, некоторые отказываются от дневного сна уже к 2-3 годам.

 

 Почему ребенок не спит днем? Основные причины отказа от дневного сна.

   Почему так происходит? Вот основные причины:

   1. Нарушение принципа раннего режима дня. Ребенок слишком поздно проснулся утром и не успел достаточно устать за то время бодрствования, которое прошло до времени предполагаемого дневного сна. Принцип раннего режима обозначает не только раннее укладывание на ночь (с 19 до 20:30), но и ранний подъем (с 6 до 7:30). И чтобы не нарушить режим дневных сном мы рекомендуем будить малыша утром, если он спит дольше 7:30.

 

   2. Переутомление. Если на протяжении дня у ребенка было множество ярких впечатлений, будь то переживания, не всегда связанные с радостными эмоциями (например, поход к врачу в поликлинику, где малыш расплакался, испугался), так и любые положительные впечатления, например, поход в гости, в детский игровой центр, в зоопарк, то он может сильно переутомиться. Переутомление, в свою очередь, ведет к «перевозбуждению», малыш из-за действия гормона стресса – кортизола уже физиологически не может уснуть в «нужное» время.

 

   3. Негативный опыт. Бывает так, что малыш получил какую-то негативный опыт перед или во время дневного сна. Например, он испугался чего-то в момент засыпания или даже в комнате, где он спал (яркое переживание, громкий звук). В возрасте 1,5 лет детям уже могут сниться страшные сны. Возможно, малыша напугал какой-то образ, а так как дети в таком возрасте пока не дифференцируют образы и фантазии от реальности, воображение может мешать спать, вводя организм в состояние стресса. Рекомендуется играть в комнате для сна, и стараться не перегружать малыша слишком яркими впечатлениями, особенно перед сном.

 

   4. Отсутствие ритуала на дневной сон. Для того, чтобы малыш мог настроиться на сон и хорошо спал, ему нужно время на адаптацию. Особенно это касается тех случаев, когда перед сном ребенок гулял в первой половине дня. Попав в помещение с освещенной солнцем улицы, организму нужно некоторое время на адаптацию к другим условиям. Кроме того, на улице малыш вероятнее всего был активен – гулял, его окружали различные образы, звуки. Попадая домой, в более спокойную обстановку, малышу нужно хотя бы 30-40 минут, чтобы замедлиться и подготовиться ко сну. Здесь очень помогут ритуалы: повторяющиеся изо дня спокойные действия, настраивающие на сон (закрывание штор, надевание пижамы, чтение книжки).

 

   5. Новая, непривычная обстановка. Если малыш  попал в непривычную для него среду (например, в походе, в гостях, в транспорте), он может быть перевозбужден и с интересом изучать окружающую обстановку. Дети расслабляются в привычной, знакомой среде, а в незнакомой сделать это гораздо сложнее.

 

   6. Неумение засыпать без определенных действий взрослого. Если мамины действия (полежать рядом, немного покачать, дать грудь) являются для ребенка единственно знакомыми и неизменными  ритуалами на сон, уснуть без этих ассоциаций будет крайне сложно, ведь если мама по какой-то причине (например, она отлучилась из дома) не может уложить ребенка, он фактически остается без «единственно возможной помощи». Для того, чтобы малыш понял, что он умеет спать и без маминых действий, ему важно получить альтернативный способ засыпания – например, с папой.

 

   7. Малыш не здоров, у него режутся зубки. Когда малыш приболел, ему нужно больше маминой помощи, ведь спокойное засыпание может осложнять температура, кашель, заложенность носа, зубная боль. Но именно в эти периоды ребенку особенно важен сон днем – когда малыш спит, организм может восстанавливаться и набираться сил.

 

   8. Возрастной кризис. В возрасте 1,5-2 лет у ребенка может начаться проявление негативизма, связанного с проверкой границ дозволенного. Он уже многое понимает и многое хочет делать сам, но вместе с тем он все еще очень зависим от мамы, ее действий и ее помощи. Поэтому 1,5-летний малыш постоянно «тестирует» границы – что будет, если я поступлю так, а что будет – если эдак. Конечно, малыш в полтора года еще не может осознанно строить такие логические цепочки, он делает это ассоциативно, ориентируясь на реакцию мамы на его поведение. Например, он не захотел пойти в кроватку на дневной сон, а мама начала носить его на руках. На руках ему понравилось, и он «понял», что для того, чтобы почаще оказываться на ручках, нужно не идти в кроватку, а вылезать из нее. Таким образом, происходит путаница. Мама может считать, что она помогает малышу, так как он без этого не уснет, а малыш не сможет спокойно заснуть пока есть такой замечательный стимул, как мамины руки. Здесь самым эффективным будет простройка границ и правил. В возрасте 1,5 года уже можно начинать постепенно вводить  простые правила (не больше одного-двух). Например, правило «мыть руки перед едой». Каждый раз, когда мама напоминает об этом, а малыш выполняет, мама хвалит его.

   Одним из правил может стать правило, связанное со сном, например, «лежал тихо в кроватке (или спал) днем, пока мама сидела рядом». Выполнение правил можно поощрять не только словами, а какими-то небольшими визуализациями (нарисованные смайлики, наклейки), ведь малыши в таком возрасте еще не воспринимают абстрактные понятия.

 Как помочь малышу  в 1,5 года уснуть на дневной сон?

   1. В первую очередь, важно соблюдение режима дня. Подъем позже 7-8 утра может сдвинуть дневной сон и осложнить уход на него. Важно ориентироваться на индивидуальные признаки усталости малыша, следить, чтобы он не переутомлялся, посчитать, сколько часов в сутки он обычно спит. В норме в 1,5 года это 12,5-13 часов сна: 10,5-11 ночью и 1,5-2,5 днем.

 

   2. Не забывайте о ритуалах подготовки к дневному сну. Ритуалы стоит начинать не менее, чем за 30-40 минут до сна. Ритуалы перед дневным сном могут быть сокращенной версией вечерних ритуалов (чаще всего без купания).

Перед сном не рекомендуется активная и возбуждающая деятельность, включающая как физическую так и эмоциональную активность, например, от просмотра мультиков лучше отказаться за час до сна.

   3. Создайте привычную обстановку. Чтобы малыш спал лучше, ему нужна узнаваемость ситуации. Чем привычнее ему ритуалы, обстановка и действия родителей, их слова, их эмоции. Поэтому, если в какой-то период семье предстоит пора перемен или же малыш приболел, у него активный рост зубок, есть смысл постараться сделать обстановку вокруг снов максимально стабильной и предсказуемой для малыша.

 

   4. Обучите малыша засыпать самостоятельно. В спокойный, стабильный период есть смысл обучить малыша навыку самостоятельного засыпания как на ночной, так и на дневной сон, чтобы он не был зависим от действий мамы, а мог засыпать и с другими членами семьи, а также засыпать самостоятельно при пробуждениях.

 

   5. Введите правила. Одним из основных моментов в проблеме отказа от дневного сна является психологический кризис, выражающийся в проверке ребенком правил дозволенного. В возрасте 1,5 лет малышу можно читать сказки, а рассказывать сказки собственного сочинения, где в метафорической форме доносить до него основные правила семьи – что можно, а что нет. Дневной сон может быть одним из таких правил, которое можно обсуждать и поощрять любые попытки малыша следования ему.