Почему ребенок спит по 30 минут?

   Ребенок спит по 30-40 минут? А потом просыпается. И вопросов на эту тему у родителей возникает множество:

   - Что делать с такими короткими снами?

   - Стоит ли продлевать сон днем?

   - Или если ребенок проснулся, то это показатель того, что ему хватило сна?

   - Если продлевать, то как это сделать? И сколько раз?

   Давайте разбираться!

 

 Биология сна – циклы сна у детей и взрослых

   30 минут (у некоторых детей 35-40 минут) – это цикл сна у детей до 6 месяцев, с возрастом этот промежуток времени удлиняется, а к году уже составляет около 1 часа.

   У взрослых цикл сна длится почти 1,5 ч, взрослый человек проходит 4-6 таких циклов за ночь. Но взрослые уже научились засыпать самостоятельно и переходить от одного цикла к следующему, потому даже не помним, как поправили подушку, перевернулись на другой бок и продолжили спать.

   Малышу еще не удаётся самостоятельно перейти в следующий цикл сна, потому при пробуждении через полчаса ему требуется активная помощь взрослого. Но с возрастом свою родительскую помощь важно сокращать, чтобы учить малыша находить свои способы успокоения и саморегуляции, обучать самостоятельному засыпанию, что поможет добиться непрерывного и качественного сна у ребенка.

   1 цикл сна состоит из нескольких фаз. У младенцев сон еще неразвит и совсем не похож на сон взрослого.

   Сон малыша хаотичен, но можно выделить активную и спокойную фазу, причем в таком возрасте еще большая часть активной: когда малыш более чувствителен к пробуждениям и некомфортным условиям сна. К тому же совсем маленькие детки нуждаются в очень активной помощи мамы, чтобы уснуть и продлить сон. И только в 2,5-3 месяца организмом малыша начинает вырабатываться собственный гормон сна – мелатонин, а сон становится цикличным. К этому возрасту по причине мелатонина становятся важны условия, в которых засыпает и спит ребенок: темнота, отсутствие резких-громких звуков, достаточный приток свежего воздуха и т.д. Но даже у детей постарше доля активного сна (неглубокий сон) выше под утро, оттого детки в это время просыпаются чаще.

   То есть это нормально, что ребенок может проснуться через 30 минут, и тут маме важно продлить его сон, чтобы связать циклы сна.

 Нужно ли корректировать короткие сны по 30-40 минут?

   Корректировка коротких снов может стать непростой задачей для родителей. И многие не хотят уделять этому вопросу силы и время, ссылаясь на  стандартный миф «ребенок перерастет»! Но все же мы настаиваем на том, чтобы организовать качественный сон малыша, потому что:

  • Если родители не учат ребенка связывать циклы – это приводит к недосыпу. Малыш спит недолго, не успевает восстановиться как следует.
  • Если мама не оказывает помощь при продлении сна и связывании циклов, то малыш привыкает коротко спать и коротко бодрствовать, и не учится продлевать сон, который способствует эффективному отдыху.

 

  • Если мы оказываем в качестве помощи одно и то же действие (например, укачивание или прикладывание к груди), то малыш учится успокаиваться одним единственным способом, без которого уже потом не может заснуть.

 

 Помощь родителей ребенку

   А теперь остановимся немного подробнее на помощи родителей малышу. Насколько активно вы предлагаете свою помощь малышу? Меняется ли она с его возрастом? Отмечаете ли вы, что ребенок уже может делать сам? И снижаете ли в этот момент свою активную поддержку?

   С чем мы сталкиваемся чаще всего? С двумя основными крайностями:

   Первый момент: «хочу, чтобы всё сам делал». Ситуация, в которой малыш спит по полчаса, а родители хотят, чтобы он спал больше часа, но при этом избегают процесса обучения: всё должно быть быстро на их взгляд и без их участия.

   И второй момент: «малышу уже 10 месяцев, а я его постоянно качаю, иначе он не может спать больше получаса». Тут противоположная ситуация: взрослые по инерции или по привычке активно помогают детям, которые уже не нуждаются в такой сильной поддержке (излишняя помощь или стимуляция).

 

   Так вот Л.С. Выготский – отечественный психолог, изучающий высшие психические функции, предложил такое важное психологическое понятие как «зона ближайшего развития». Так он попробовал описать связь процесса обучения и развития детской психики. У малыша есть те процессы или задачи для детского возраста, которые еще не созрели, но уже начинается их процесс развития. А «зона ближайшего развития» – это те задачи и навыки, которые малыш еще выполняет неуверенно, и в которых ему еще требуется помощь взрослого.

   Ребенок может освоить новый навык вначале с помощью взрослого, потом научиться делать это под пристальным вниманием взрослого, и только потом малыш показывает освоение навыка самостоятельно, не нуждаясь в активном участии родителей.

   При освоении нового навыка, важно обратить внимание на:

- возраст детей: с возрастом снижайте свою активную помощь, позволяя малышу узнавать новые способы успокоения и расслабления

- осознание степени своей поддержки: постепенно ребенок с возрастом нуждается все меньше в вашем активном участии, а потому отслеживайте себя на этой мысли, наблюдая за малышом и предполагая, где можно уже немного снизить свою поддержку

- постепенность процесса обучения – на освоение новых навыков надо пройти через несколько этапов: 1- делать вместе с малышом, 2 - помогать ему по необходимости, 3 - наблюдать и быть рядом.

И только тогда малыш будет более самостоятельным. И тут уже вопрос к вам: Как вы думаете, зачем ему эта самостоятельность? Какие в ней плюсы для малыша?  А для вас как для родителя?

 

Обучение самостоятельному засыпанию

   Обучение самостоятельному засыпанию – это важный этап детей в развитии своей самостоятельности в возрасте после полугода. И этот процесс включает работу с активным участием взрослого, но и постепенным снижением родительской помощи. Но тут важно исключить следующие нюансы: регрессы, кризисы развития, болезнь, стрессы, родовые травмы и неврологию. В таких случаях малышу всё же требуется бОльшая степень участия взрослого.

   Если малышу уже больше 3-4 месяцев, и вы вместе уже пережили первый регресс сна в 4 месяца, то уже очень важно постепенно знакомить малыша с разными способами расслабления и успокоения, чтобы он не фиксировал свое внимание на одном единственном способе, который потом закрепляется как сильная привычка или ассоциация на сон. А с 4 месяцев маленький человечек уже начинает ассоциировать действия мамы с процессом засыпания, отчего и формируются определенная привычка на сон.

   Предоставьте разнообразие своей помощи. Подумайте:

  • Что успокаивает вашего малыша в течение дня?
  • Как перенести этот опыт на засыпание?
  • Какие действия помогают вашему малышу расслабиться?
  • Как можно сделать насыщенней и спокойнее подготовку ко сну и ритуалы на засыпание?

   Если вы будете двигаться постепенно, наблюдать за малышом, обращать внимание на его потребности, то с каждым днем будет получаться всё лучше, будет всё проще укладывать его спать и продлевать короткие сны.

   Вашему крепышу уже больше 6 месяцев? Вы готовы обучать своего малыша самостоятельно засыпать и спать лучше? Вы поощряете его самостоятельность? Если готовы, то обращайтесь к нашим консультантам! Мы рады будем вам помочь!