Режим дня ребенка в 2 года
Малышу исполнилось 2 года. Он уже очень смышленый и более самостоятельный, точно знает, чего хочет, может быть своенравным и упрямым. Часто в этом возрасте происходят ложные отказы от дневного сна, а уложить спать двухлетнего ребенка становится все труднее.
Особенности возраста
На 2 году жизни ребенок уже многое умеет и может что-то сказать, заявить о себе, выразить намерение или протест. Ребенок осознает, где находится он, а где остальные – мама, папа, родные и другие люди.
В силу особенностей развития мышления ребенок в этом возрасте еще не способен понять точку зрения другого. Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже назвал это явление эгоцентрическим мышлением. Ребенок уверен, что окружающие воспринимают мир точно так же, как и он сам. Если малышу что-то не нравится, а мир не делает моментально то, что он хочет, это вызывает у него бурную негативную реакцию.
В возрасте двух лет ребенок уже может усвоить несколько несложных правил. Правила нужны любому ребенку для того, чтобы он ориентировался в мире, начинал осознавать, что можно, а что нет, «что такое хорошо, а что такое плохо». Малыш усвоит правила при условии, если родители сами их соблюдают, действуют последовательно и предсказуемо.
Правила и границы важны и в отношении сна. Ритуалы перед сном и соблюдение режима дня – примеры таких правил.
Особенности сна двухлеток
В двухлетнем возрасте норма сна составляет около 13 часов в сутки, из них:
- 11 часов приходятся на ночное время
- 2 часа – на время дневного сна.
В этом возрасте дети могут спать днем до 2,5-3 часов. В этом случае количество ночного сна может сократиться - могут появиться очень ранние подъемы или ночные «гуляния». Если вы столкнулись с «ночными гуляниями» - малыш по ночам просыпается и играет или требует вашего внимания и никак не засыпает, есть смысл сокращать дневной сон. Ребенок здоров, но спит более 2-х часов днем? Чтобы это не повлияло на ночной сон - создайте условия для пробуждения днем – откройте шторы, добавьте бытовых шумов.
Особенностью режима дня двухлеток является ложный отказ от дневного сна.
Но физиологически ребенок еще не способен выдерживать время бодрствования длиной в целый день. Оптимальное время бодрствования в двухлетнем возрасте составляет 5 – 5,5 часов. Поэтому очень важно сохранить дневной сон.
Причины ложного отказа от дневного сна:
- недосып
- отсутствие режима
- плохая подготовка ко сну
- нет сформированных правил для малыша на сон
Примеры, как работают правила
В возрасте 2-х лет ребенок в «тестирует» родителей «на прочность», ищет границы дозволенного. Особенно в тех моментах, когда это касается сна. Ведь бодрствовать гораздо интереснее, чем спать! Он может ныть, капризничать и просить. Делать все, чтобы не спать.
Если родители соглашаются и позволяют ребенку вместо сна пойти играть или смотреть мультики, ребенок получает информацию о том, что правило «днем нужно спать» ненадежно и его можно нарушать.
Смотреть мультики для ребенка гораздо интереснее, поэтому в следующий раз он будет воспроизводить ту схему поведения, которая помогла ему добиться желаемого. Пример, малыш сопротивлялся, плакал и не хотел находиться в кроватке, а мама или папа забрали его оттуда и посадили за мультик или дали игрушек, у него сформируется ассоциативная логическая цепочка – чтобы получить желаемое, нужно сопротивляться и плакать. Так родители невольно закрепляют плач, протесты и отказы от сна.
Чтобы этого избежать, важно формировать четкие правила и самим их соблюдать обязательно!
Например:
- время «тихого часа» обязательно каждый день
- ребенок минимум 1 час должен находиться в своей кроватке
- малыш в пижамке, подготовленный ко сну
- в комнате тишина, без мультиков, игрушек и активных игр
- шторы закрыты
- родитель может находиться рядом, если ребенок еще не обучен навыку самостоятельного засыпания
Для ребенка в 2 года сложно усвоить слишком много правил. Не путайте ребенка, 3-4 правила достаточно. Это могут быть:
- правила, как происходит отход ко сну,
- правила, касающиеся организации времени бодрствования (например, помогать маме убирать игрушки),
- правила о том, что после еды обязательно нужно чистить зубы
Режим питания
В этом возрасте ребенок уже полностью переходит на общий стол. Грудное вскармливание может сохраняться по желанию мамы, но физиологической потребности в нем уже нет.
Режим питания ребенка в 2 года может выглядеть так:
- завтрак около 8 утра,
- второй завтрак/перекус около 10 утра,
- обед около 12 часов,
- полдник около 15 часов,
- ужин около 18:30.
Это примерный порядок питания, в каждом случае он формируется индивидуально, исходя из потребностей малыша и общего распорядка семьи.
Любая еда (каша, молоко, кефир) непосредственно перед сном или во время ночных пробуждений может негативно влиять на здоровье малыша:
- может сформироваться негативная ассоциация на сон - той ассоциацией, без которой ребенок не может уснуть вечером и при краткосрочных пробуждениях ночью
- пищеварительной системе тоже нужен отдых и еда ночью негативно влияет на аппетит днем
- вся еда предлагается до чистки зубов, чтобы не способствовать формированию кариеса и негативных привычек со сном.
Пример режима дня для ребенка в 2 года
Самое важное при формировании режима дня ребенка - это соблюдение времени бодрствования, а также распределении приемов пищи и снов.
То, как ребенок проводит время бодрствования влияет на его сон. Нагрузка должна быть достаточной и насыщенной, чтобы накопить нужную усталость. Лучше, если наибольшая физическая и умственная активность будет организована в первую половину дня до сна. Для второй половины дня подойдут более спокойные игры и виды активности.
Примерный режим дня для ребенка 2-х лет:
Время | Действие |
7.00 | Подъём, кормление |
7.15 | Ритуалы на пробуждение |
7.35 | Подготовка к завтраку, ребенок помогает |
8.00 | Завтрак |
8.25 | Самостоятельная игра |
8.55 | Совместные активные игры |
9.30 | Прогулка |
11.15 | Спокойные развивающие игры, чтение, массаж |
11.45 | Подготовка к обеду, ребенок помогает |
12.00 - 12.30 | Обед, ритуалы на засыпание |
12.30 - 13.00 | Начало дневного сна |
15.00 | Пробуждение, ритуалы, полдник |
15.30 | Совместные активные игры |
16.00 | Самостоятельная игра |
16.30 | Прогулка |
17.00 | Спокойные развивающие игры, чтение, массаж |
17.30 | Подготовка к ужину, ребенок помогает |
18.00 | Ужин |
18.30 | Купание |
18.30 - 19.00 | Ритуалы подготовки ко сну |
19.00 - 19.30 | Начало ночного сна |
Время бодрствования
Часто родители спрашивают, как можно организовать досуг ребенка, чтобы это было полезно и интересно для него и при этом не переутомляло бы его?
В возрасте 2-х лет ребенок может испытать страх разлуки с мамой. Поэтому важно укреплять привязанность, находиться в контакте с ребенком, поддерживать его возрастающую самостоятельность во время бодрствования.
Самостоятельность днем имеет прямое отражение на самостоятельность при засыпании и продлении сна. Старайтесь не делать за малыша то, с чем он уже может справиться сам.
Привязанность на втором и третьем году укрепляется в формате взаимодействия с мамой и общей деятельности. Любые игры на коврике, игры с пальчиковыми красками, с пластилином, освоение детских музыкальных инструментов, чтение книг.
Деятельность может быть совершенно разной, но самое важное для развития малыша – это заинтересованность в ней и ребенка, и мамы. Поэтому важно выбирать такие игры, такую деятельность, которая интересна и маме. Так взаимодействие с малышом будет качественным, глубоким и ресурсным. Если маме не нравится играть в кубики – вовсе не обязательно делать это «через силу», можно пойти на кухню и дать ребенку пластиковые стаканчики и кастрюльки, пока мама рядом готовит обед. Форматов проведения времени бодрствования очень много, главное здесь найти баланс и компромисс между потребностями малыша и интересом мамы. Так чтобы мама и малыш могли строить, лепить, готовить, создавать что-то новое и удивительное вместе и с удовольствием!