Метод Вайсблута
Марк Вайсблут – врач из Америки с 35-летним стажем работы в области педиатрии, автор множества научных работ. Марк Вайсблут исследовал сон 2000 детей и разработал собственную методику по улучшению сна детей, которую в англоязычных научных источниках называют «cry it out», или «extinction», в русском языке его название звучит как «метод исключения плача» или «дать проораться».
Описание и подготовка к работе по методу исключения плача
Этап подготовки. Для начала работы по методу Вайсблута важно, чтобы у малыша уже был сформирован режим. В методике говорится о раннем режиме, где укладывание происходит в интервале с 18 до 20 вечера, когда концентрация мелатонина наиболее высока.
Для старта работы по методике, важно исключить 1) недомогание/проблемы со здоровьем малыша 2) недосып.
Поэтому, перед началом обучения по этому способу родители должны взять подтверждение у педиатра, что малыш здоров и никакие медицинские проблемы не влияют на его сон. А также «отоспать» малыша и уметь отслеживать признаки усталости малыша, чтобы придерживаться оптимального по его возрасту времени бодрствования. Автор рекомендует укладывать ребенка на сон не дожидаясь окончания ВБ (например, при норме ВБ в 1,5 часа, начинать укладывание малыша на сон через 1 час)
Описание методики. После того, как родители проведут ритуал, малыша следует положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. В соответствии с рекомендациями Вайсблута, реагировать на плач ребенка родителям не следует никаким образом. Поплакав несколько ночей подряд, ребенок привыкнет и перестает часто просыпаться.
Схема применения методики:
- Малыша нужно уложить в кроватку по первым признакам усталости
- Дать ребенку возможность успокоиться в кроватке самостоятельно. Никогда не нужно кормить его или укачивать до засыпания.
- Выйти из комнаты и не заходить, даже если ребенок будет плакать. Дождаться пока он уснет сам.
- На следующий день не менять режим дня и продолжительность дневных снов, чтобы ребенок не отсыпался днем. Оставлять его одного минимум на час на время дневного сна.
- Последовательно действовать каждую ночь.
Условия применения методики:
- Малыш должен быть старше 3х месяцев
- Малыш должен быть здоровым
- Родители уже пробовали обучать ребенка самостоятельному засыпанию и пришли к выводу, что «ничего не помогает».
Плюсы и минусы методики
Плюсы:
- Высокая эффективность
- Быстрый результат, а также более продолжительный сон можно наблюдать уже на 3-4 день работы
- Родители внимательны к признакам усталости малыша, что в результате способствует улучшению его сна
Минусы:
- Ребенок много плачет
- Стресс у родителей
- Этот способ обучения засыпанию не подходит для работы с чувствительными, легковозбудимыми детьми, не склонных к самоуспокоению
- Малыш может быстро накопить усталость
- Нарушение базовой привязанности
Исследования и результаты
В исследованиях (более 50 исследований), где применялись поведенческие методы для лечения первичной детской инсомнии одним из первых был метод, описанный в 1959 году. Это методика Марка Вайсблута здоровый сон, методика, которую в англоязычных научных источниках называют «cry it out», в русском языке его название звучит «дать проораться».
Эффективность методики «cry it out» исследовалась в 19 научных работах, в общей сложности на 552 детях. В 17 работах продемонстрирована высокая эффективность этого способа в разрешении сложностей с засыпанием на ночь, а также с ночными пробуждениями, сон также стал продолжительнее.
Один из наиболее значимых недостатков этого метода – вызываемый у родителей стресс в ответ на плач ребенка. Большинству родителей тяжело игнорировать длительный плач малыша и, не выдерживая, они нарушают методику обучения. Часть авторов предложила использовать более мягкую вариацию этой методики, где родители остаются в комнате – и такой способ оказался более подходящим.
Более «мягкий» вариант «cry it out», с присутствием родителя в комнате имел большую популярность в Великобритании, а в США появился уже после 2006 года. Результаты четырёх исследований на 290 детях показали эффективность этого подхода в обучении засыпанию.
Рассматривались и возможные негативные последствия этого способа. Нарушения поведения ребенка днем не были выявлены ни в одном исследовании как результат методик. Наоборот, дети, которым проводились методики, были более спокойными и предсказуемыми, менее раздражительными, меньше капризничали и плакали. Матери указали, что методики не оказывают влияния на грудное вскармливание. Также отметилось, что проведенные методики быстро и выраженно улучшают эмоциональное, психологическое состояние родителей, уменьшают симптомы депрессии, улучшают супружеские отношения и уменьшают уровень стресса родителей.
ВИДЕОУРОК Как научить Засыпать Самостоятельно?
Исследования привязанности
Время перед сном – трудный момент для многих малышей. Вечером, находясь в темной комнате, в отдельной кроватке или в отдельной комнате малыш чувствует отделение от близкого человека, с которым у него сформирована привязанность.
Была выдвинута гипотеза, что у детей с ненадежной или амбивалентной привязанностью значительно чаще развиваются проблемы со сном. Но эта гипотеза не получила полного подтверждения. Так, в одном исследовании показано, что проблемы со сном одинаково часто встречаются у детей с надежной (55%) и амбивалентной (60%) привязанностью. Кроме того, часть работ показывает, что дети с ненадежно-амбивалентной привязанностью чаще страдают проблемами и трудностями со сном. Можно отметить, что данные проблемы возникают и у многих детей с надежной привязанностью.
Таким образом, те или иные нарушения сна в большей степени определяет использование физических способов успокоения малыша, а также представления родителей.
Дети, которые больше зависят от мамы, больше нуждаются в ней и которым чаще требуется физический контакт, чтобы успокоиться, чаще просыпаются ночью.
Влияние методики cry it out на матерей
Отделение малыша от матери провоцирует тревогу не только у младенца, но и у мамы. Материнская тревога отделения изучалась в ряде исследований. Это неприятное эмоциональное состояние, включающее чувство вины, беспокойства, печали, которое возникает при коротком разделении с малышом. Согласно исследованиям, высокий уровень тревоги отделения приводит к повышенной чувствительности к сигналам малыша, говорящим о дискомфорте, к физической близости во время укладывания, большему участию во время ночных пробуждений родителей.
Сравнение с методикой Ким Вест
- Методика обучения cry it out имеет достаточно выраженные различия с методикой Ким Вест, которую команда Спи, Малыш представляет в России. Прежде всего, методика cry it out – это более ранняя по времени возникновения методика в сравнении с методикой Ким Вест, в то время как последняя - более современная, учитывающая недостатки и минусы других способов обучения засыпанию.
Методика Ким Вест принципиально отличается от техники «cry it out» своей философией. Если по методике cry it out важен результат, пусть даже ценой плача, то по методике Ким состояние малыша, спокойствие его и мамы является ключевым фундаментом, на котором строится обучение по типу «no cry».
- Автор методики исключения плача пишет не только про младенцев, но и про младших и средних школьников. Ким Вест говорит о детях до 6 лет.
- Методика Марка Вайсблута более конкретная и бескомпромиссная, она реализуется быстрее, чем методика Ким Вест, подразумевающая более плавную и поэтапную стратегию.
- Методика cry it out позволяет работать со здоровыми детьми от 3х месяцев, по методике Ким Вест основной этап обучения самостоятельному засыпанию проводится с 6 месяцев при условии физиологической и психологической готовности как мамы, так и малыша.
Методика Ким Вест является мягким способом обучения засыпанию, основанном на укреплении привязанности между мамой и малышом. Он реализуется посредством последовательных действий мамы с постепенным, следующим после этапа подготовки, сокращением помощи мамы малышу, с учетом готовности их обоих.
Мнение психологов Спи, Малыш о методике исключения плача
Несмотря на результаты исследований, показавших высокую эффективность применения данного способа обучения, у него есть и минусы. Основной из них – это тот факт, что малыш остается плакать, пока его учат спать. Исследования по привязанности демонстрируют, что дети остаются «спокойными», «меньше капризничают и плачут». Здесь возникает вопросы: всегда ли «спокойствие» приравнивается к положительному критерию оценки душевного состояния малыша? Чувствует ли малыш себя в безопасности, пока происходит обучение? Не является ли малыш, который больше не плачет скорее «удобным», нежели счастливым? Хорошо ли ему, безопасно? Хорошо ли при этом родителям? Их внутренние переживания тоже влияют на малыша. Можно ли сказать о таком сне малыша, что это «здоровый сон»?
При выборе способа обучения сну важно обращать внимание не только на эффективность в данный конкретный момент, но и влияние тех или иных действий на будущее – на те тонкие психологические сферы, которые сложно оценить в процентном соотношении, провести статистику.
Малыш, который получил опыт отсутствия реакции на свои потребности, выражаемые плачем, привыкает не проявлять их больше. Это тот самый момент, который в психологии называют «базовым доверием к миру». Мир на этом возрастном этапе заключен в родителях, в маме и в их реакциях. И если этот мир игнорирует потребности ребенка, малыш перестает доверять ему, становясь «удобным».
Каковы будут последствия такого опыта, полученного во раннем возрасте на последующую жизнь ребенка, его способности доверять, быть в контакте со своими чувствами, привязываться?
Это открытые вопросы, на которые предстоит ответить родителям, выбирая тот или иной способ обучения малыша самостоятельному засыпанию.
Выбирая тот или иной способ обучения малыша сну, родители должны проанализировать, готовы ли они к последовательной работе или уже нет возможности ждать и нужен быстрый результат? Могут ли они назвать себя скорее тревожными или готовы настаивать на своем? Какая сейчас перед ними стоит цель обучения, чего именно хочется достичь и почему именно сейчас?
Почему они выбирают тот или иной способ обучения, какие у него есть плюсы и недостатки. Порой взвешенный анализ ситуации оказывается очень эффективным способом не только выбрать ту или иную технику обучения малыша самостоятельному засыпанию, но и лучше понять себя, свои потребности, свою мотивацию, свои желания и ожидания от этого процесса.
Важно, чтобы родители были в согласии с собой и с тем способом обучения, который они выбрали. В этом случае выбор будет осознанным, с пониманием всех плюсов и минусов.