Метод Пэнтли

   Все родители знают, что уложить малыша спать может быть непростой задачей. Все родители хотят, чтобы их ребенок легко засыпал и ночью спал без пробуждений. И все родители ищут ответ на вопрос - как же уложить малыша и помочь ему заснуть быстро, без плача, протестов и пробуждений? Вариантов решений существует довольно много, но важно найти причину пробуждений, мягко устранить ее и научить малыша засыпать самостоятельно.

   Сейчас в открытом доступе описано множество техник по обучению детей самостоятельному сну – жестких, допускающих слезы и мягких, совсем без слез или с минимальным их количеством.

   Команда Спи, Малыш представляет в России Мягкий Метод Обучения Сну, авторства Ким Вест. Но это не единственно возможный подход. Мы считаем, что родителям важно знать альтернативные способы и делать информированный выбор по существующим техникам, именно поэтому мы сделали серию статей о различных подходах к обучению самостоятельному засыпанию.

   В  этой статье мы рассмотрим мягкую методику обучения СЗ, которую предложила и описала в своей книге американка по фамилии Пэнтли.

 

 Кто такая Э.Пэнтли?

   Элизабет Пэнтли – мама 4 детей из штата Вашингтон, она не врач и не психолог, но ее называют «педагогом по работе с родителями». У одного из ее детей были проблемы со сном. Тогда она стала глубоко изучать тему детского сна – она собрала рекомендации разных специалистов, мнения и опыт родителей, которые столкнулись с такими же проблемами, изучила много литературы. На основе всей собранной информации Элизабет составила свои рекомендации по налаживанию сна ребенка мягким способом. На основе собственного опыта и работы с отдельными семьями Пэнтли написала свою книгу «Как уложить ребенка спать без слез». Теперь она является президентом семейного предприятия и образовательной компании «Better Beginnings, Inc.», проводит образовательные лекции для родителей по детскому сну.

 

 Исследования эффективности метода

   Автор описывает результаты работы по налаживанию сна тех, кто следовал ее рекомендациям, в своей книге.

   Элизабет собрала группу из 60 женщин с детьми от 2 до 27 месяцев, ни у одного из них не было непрерывного ночного сна в течение хотя бы 5 часов. Матери следовали ее рекомендациям: каждые 10 дней они соблюдали правила и присылали отчеты о своих достижениях. Исследуемая группа добилась следующих результатов:

  • на 10 день 42 % детей спали всю ночь;
  • на 20 день – 53 %;
  • на 60 день – 92 %.

   Автор утверждает, что как только дети стали спать непрерывно 5 часов, постепенно длительность их сна стала увеличиваться до 9-13 часов подряд.

   Однако, обращаем ваше внимание, что данное исследование не является подтвержденным с научной точки зрения, а больше напоминает субъективное описание наблюдений.

 

 Описание метода

   Методика самостоятельного засыпания Э.Пэнтли состоит из 10 шагов. Данная методика относится к группе медов обучения самостоятельному засыпанию с максимальной помощью родителей. Поэтому её методику обучения сну относят к группе под названием «фейдинг» («Fading» – с англ. утихание, замирание, угасание; т.е. постепенное сокращение помощи взрослого).

   Методика обучения сну «без слез» считается одной из наиболее мягких, но довольно длительных техник обучения самостоятельному сну. Подход заключается в плавной смене способа утешения: например, с груди или бутылочки на ласковый спокойный голос мамы (сказка, колыбельная).

   Таким образом, предлагается заменить помощь мамы в момент засыпания на другую значимую вещь: игрушку или мамину вещь. Мама постепенно сокращает время контакта с привычным объектом успокоения, переключая внимание ребенка на другие способы успокоения, которые связаны со снижением непосредственного контакта со взрослым.

   Автор советует не реагировать на каждое кряхтенье или хныканье малыша и отличать его от плача, а также говорит о важности для детей научиться успокаиваться от голоса мамы и ее прикосновений. Для достижения результата самостоятельного засыпания по ее рекомендациям требуется около 1,5-2 месяцев работы над обучением сну.

   Но, прежде чем начать работу по методике, автор призывает проанализировать, есть ли у вашего малыша действительно проблемы со сном. Важно понимать, что пробуждения ночью 1-2 раза с 4 месяцев до 3 лет – это вполне нормально.

   Автор предлагает вести таблицы – дневники сна, чтобы анализировать свои успехи по налаживанию детского сна.

   Также автор обращает внимание на связь еды и сна:

  • Ребенок должен хорошо питаться в течение дня, чтобы не добирать ночью свою норму калорий
  • Не рекомендует перед сном давать ребенку сладкое
  • Рекомендует следить за своим питанием и кормящим мамам - особенно, снизить перед сном кофеиносодержащие напитки и газообразующие продукты

 

   При основных принципах работы со сном автор считает важным:

  • Уделять внимание режиму дня, который отвечает нуждам малыша
  • Отслеживать сигналы ребенка – признаки усталости и признаки переутомления

 

   Автор придает значение определенной подготовке перед применением программы по обучению СЗ:

  1. Следить за гигиеной сна
  2. Компенсировать накопленный недосып
  3. Обязательно вводить ритуалы на ночной и дневной сон
  4. Выстроить комфортный режим сна и бодрствования для малыша
  5. Убрать негативные ассоциации на засыпание

 

 Схема применения метода

   После того, как пройден этап подготовки, можно приступать к самой методике. Автор предлагает 10 шагов, по которым мама сама может составить собственный план решения проблем со сном своего крохи:

  1. шаг – проверка безопасности (предотвращение СДВС, сон на спине, основные правила безопасности при совместном сне).
  2. шаг – изучение основных факторов сна (различия детского и взрослого сна, цикличность сна, определение проблемы, ночные кормления, длительность и нормы сна по возрастам).
  3. шаг – ведение собственного дневника сна (деятельность и поведение перед сном, укачивания, звуковой фон и освещение, длительность непрерывного ночного сна, количество пробуждений, способы продления сна).
  4. шаг – выбор решения проблемы со сном в зависимости от возраста (биология сна до 4 месяцев и для старших детей, потребность в ночных кормлениях, ассоциации со сном, эмоциональное состояние матери и ее усталость, готовность малыша, подготовка ко сну, режим снов, приучение ко сну в детской кроватке).
  5. шаг – составление собственного плана сна для своего малыша.
  6. шаг – следование плану с малышом 10 дней.
  7. шаг – ведение таблицы своих наблюдений и достижений по следованию плану.
  8. шаг – анализ своих успешных шагов и изменение плана по необходимости.
  9. шаг – дальнейшее следование плану по прошествии 10 дней.
  10. шаг – заполнение таблиц, анализ своих достижений и корректировка плана, необходимая каждые 10 дней.

 

 Плюсы и минусы метода

   Как и у каждого метода, в подходе «без слез» есть плюсы и минусы. Каждой семье может подойти разная техника обучения СЗ, но при выборе техники, важно учитывать все факторы.

   Плюсы:

  • Относится к мягким методикам
  • Процесс обучения максимально комфортный и постепенный для детей

 

   Минусы:

  • Методика не подходит тем, кто нуждается в достаточно быстром результате (например, мама в стрессе или ПРД, мама, выходящая на работу, скорое рождение второго ребенка)
  • Из-за длительности процесса, есть большая вероятность, что процессу обучения что-то помешает (например, скачок роста, болезнь, отъезд)
  • Требуется в больше сил, терпения и последовательности со стороны родителей, поэтому важно иметь поддержку от родных и близких – мужа, бабушки, няни.
  • Не подходит для родителей, которые испытывают сильную усталость

 

 Сравнение методов Э.Пэнтли и К.Вест

   Методы Э.Пэнтли и К.Вест  относятся к мягким методикам и группе методов под названием «фейдинг». Подход Ким Вест, который мы представляем в России не предполагает резкого изменения условий засыпания, является комфортным для детей. Мы уделяем много времени подготовке перед обучением самостоятельному засыпанию. До начала работы по методике мы:

  • приводим в порядок безопасность и условия сна
  • вводим ритуалы для засыпания и на пробуждение
  • подбираем комфортный режим и время бодрствования
  • приучаем малыша ко сну в своей кроватке
  • уходим от негативных ассоциаций на сон (кормление, укачивание)
  • помогаем маме максимально снизить помощь на засыпание

   Однако Методика Мягкого Отдаления Ким Вест предполагает последовательный постепенный алгоритм действий, который в идеале занимает около 2-3 недель.  

   Американскую программу обучению СЗ авторства Ким Вест специалисты «Спи, Малыш» адаптировали с учетом культурных особенностей русскоговорящих мам и их подходу к воспитанию детей. Наши специалисты заботятся о том, чтобы процесс обучения был максимально мягким и для малыша, и для мамы. Мы рекомендуем утешать малыша в кроватке, находится рядом и помогать ему справиться с его эмоциями. При этом взрослый раз в несколько дней увеличивает дистанцию и постепенно минимизирует свою активную помощь, что дает ребенку возможность привыкнуть и дает ощущение безопасности, что мама все также рядом, что она не уходит.

   Детские специалисты считают, что присутствие мамы в момент сложных эмоций или стресса у ребенка, дает возможность ему справиться со своим состоянием и учиться справляться с такими непростыми ситуациями. Но при этом мама не выходит из комнаты и не оставляет малыша один на один с его переживаниями. А это очень важно для формирования и сохранения надежной привязанности между мамой и малышом.

 

 Как выбрать методику обучения для своей семьи?

   Пошаговое постепенное сокращение помощи по методике Ким Вест позволяет безболезненно и быстро пройти процесс обучения самостоятельному засыпанию. Под чутким руководством наших консультантов малыш научится засыпать сам, станет меньше пробуждаться ночью, что улучшит качество сна родителей.

   В любом случае, именно за вами стоит выбор методики обучения самостоятельного засыпания. Потому важно всё взвесить и проанализировать, чтобы понять, какая именно методика подходит вам и вашему ребенку.