Сепарационная тревога у новорожденных детей - страх разлуки с мамой

   Сепарационная тревога (СТ) – это страх увеличения дистанции, страх разлуки, разъединения.


 Беременность

   Беременность – это период симбиоза, когда мама с малышом составляют единую психо-физиологическую систему. Рождение является первым этапом сепарации в паре мама-малыш, здесь формируются первые границы – телесные, физические.

 

   Следующие сепарационные этапы связаны с взрослением малыша, когда он учится чему-то новому. Каждый из этих этапов может сопровождаться регрессом сна:

 

 6 месяцев

   6 месяцев – малыш учится сидеть, хорошо различает близких, и поэтому него может возникать страх разлуки с мамой.

   СТ мамы в этом возрасте проявляется страхом от возрастающей самостоятельности ребенка, а также страхом перемен (пеленание, небезопасный совместный сон, засыпание только с грудью или бутылочкой)

   Помощь малышу: мягко обучать его первым шагам в самостоятельности и во время бодрствования, и во время засыпания.

   Для этого можно:

   - подключать к процессу укладывания других членов семьи (чередовать укладывания с папой или бабушкой)

   - учить малыша сну в своей кроватке (если формат совместного сна, то забота о его безопасности)

   - реагировать разными способами на разные потребности малыша (плач – не всегда про голод)

   - постепенно увеличивать дистанцию во время игры днем, показывая свое присутствие голосом (мама в комнате, но уже не на коврике, а чуть дальше)

   - днем уходить за пределы комнаты на несколько секунд и возвращаться до того, как малыш начал звать (показать малышу, что мама всегда рядом)

   - эмоционально поощрять самостоятельную игру (хвалить малыша, улыбаться, не «уходить в телефон», когда малыш спокойно играет)

   Помощь маме: поддержка близких, построение плана по началу работы со сном, физическая и эмоциональная забота о себе.

 

 9 месяцев

   9 месяцев – малыш встает, его активность возрастает, у него появляется «страх чужих», он как будто регрессирует и снова становится сильно зависим от мамы.

   Помощь малышу:

   - актуальны способы помощи с предыдущего этапа развития

   - активное разделение негативных привычек и сна (использование разных видов помощи при засыпании)

   - обязательное время для общения с мамой (ежедневное регулярное время в ритуалах – телесное и эмоциональное)

   - эмоциональное поощрение свободной игры малыша («ты очень хорошо играешь сам», «здорово получается» и т.д)

   - нейтральная реакция на «негативное» поведение в процессе засыпания (когда малыш встаёт, ползает, не хочет спать, но не плачет – не укладывать, не сердиться, не помогать активно), и обязательная помощь при плаче.

   Помощь маме: делегирование помощи, настрой на положительный результат, дифференциация потребностей: своих и малыша.

 

 12 месяцев

   12 месяцев -первые слова, первые шаги. СТ может увеличиваться в связи с ростом самостоятельности.

   Помощь малышу:

   - актуальны все способы помощи, опробованные на предыдущих этапах развития

   - формирование не только физических, но и психологические границ: это правила «нельзя» и «можно» (например, нельзя дергать маму за волосы, но можно засыпать с игрушкой, которую можно дергать и кусать)

    - максимальная предсказуемость в действиях (соблюдать правила - если негативная ассоциация не дается, то до засыпания)

   Помощь маме: поощрение своих достижений в работе со сном, регулярное время «для мамы».

 

   Всей семье будет гораздо легче пройти сепарацию, если мама помогает малышу мягко, выдерживая последовательность в действиях и не забывая о своих ресурсах.