Сепарационная тревога у новорожденных детей - страх разлуки с мамой
Сепарационная тревога (СТ) – это страх увеличения дистанции, страх разлуки, разъединения.
Беременность
Беременность – это период симбиоза, когда мама с малышом составляют единую психо-физиологическую систему. Рождение является первым этапом сепарации в паре мама-малыш, здесь формируются первые границы – телесные, физические.
Следующие сепарационные этапы связаны с взрослением малыша, когда он учится чему-то новому. Каждый из этих этапов может сопровождаться регрессом сна:
6 месяцев
6 месяцев – малыш учится сидеть, хорошо различает близких, и поэтому него может возникать страх разлуки с мамой.
СТ мамы в этом возрасте проявляется страхом от возрастающей самостоятельности ребенка, а также страхом перемен (пеленание, небезопасный совместный сон, засыпание только с грудью или бутылочкой)
Помощь малышу: мягко обучать его первым шагам в самостоятельности и во время бодрствования, и во время засыпания.
Для этого можно:
- подключать к процессу укладывания других членов семьи (чередовать укладывания с папой или бабушкой)
- учить малыша сну в своей кроватке (если формат совместного сна, то забота о его безопасности)
- реагировать разными способами на разные потребности малыша (плач – не всегда про голод)
- постепенно увеличивать дистанцию во время игры днем, показывая свое присутствие голосом (мама в комнате, но уже не на коврике, а чуть дальше)
- днем уходить за пределы комнаты на несколько секунд и возвращаться до того, как малыш начал звать (показать малышу, что мама всегда рядом)
- эмоционально поощрять самостоятельную игру (хвалить малыша, улыбаться, не «уходить в телефон», когда малыш спокойно играет)
Помощь маме: поддержка близких, построение плана по началу работы со сном, физическая и эмоциональная забота о себе.
9 месяцев
9 месяцев – малыш встает, его активность возрастает, у него появляется «страх чужих», он как будто регрессирует и снова становится сильно зависим от мамы.
Помощь малышу:
- актуальны способы помощи с предыдущего этапа развития
- активное разделение негативных привычек и сна (использование разных видов помощи при засыпании)
- обязательное время для общения с мамой (ежедневное регулярное время в ритуалах – телесное и эмоциональное)
- эмоциональное поощрение свободной игры малыша («ты очень хорошо играешь сам», «здорово получается» и т.д)
- нейтральная реакция на «негативное» поведение в процессе засыпания (когда малыш встаёт, ползает, не хочет спать, но не плачет – не укладывать, не сердиться, не помогать активно), и обязательная помощь при плаче.
Помощь маме: делегирование помощи, настрой на положительный результат, дифференциация потребностей: своих и малыша.
12 месяцев
12 месяцев -первые слова, первые шаги. СТ может увеличиваться в связи с ростом самостоятельности.
Помощь малышу:
- актуальны все способы помощи, опробованные на предыдущих этапах развития
- формирование не только физических, но и психологические границ: это правила «нельзя» и «можно» (например, нельзя дергать маму за волосы, но можно засыпать с игрушкой, которую можно дергать и кусать)
- максимальная предсказуемость в действиях (соблюдать правила - если негативная ассоциация не дается, то до засыпания)
Помощь маме: поощрение своих достижений в работе со сном, регулярное время «для мамы».
Всей семье будет гораздо легче пройти сепарацию, если мама помогает малышу мягко, выдерживая последовательность в действиях и не забывая о своих ресурсах.