Метод Фербера

   На форумах и в социальных сетях мы видим много вопросов от родителей, которые хотят научить ребенка спать по методике Фербера. Этот подход в обучении детей самостоятельному засыпанию всегда вызывает неоднозначные и противоречивые комментарии. Кто-то считает, что это отличный, очень эффективный и действительно работающий способ, а некоторые делятся негативным опытом и даже предостерегают других родителей от его применения.

   Давайте разберемся, в чем же особенность данной методики, какие у неё есть плюсы и минусы и как относимся к ней мы, команда консультантов «Спи, Малыш»

 

 Кто такой Фербер?

Способ работы с детским сном, предложенный американским ученым Ричардом Фербером, носит название «Метод Контролируемого Плача». Эта методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «cry it out» или «проплакаться до засыпания». Подход к обучению сну был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей, изданной в 1985 г.

 

 Исследования эффективности методики

   Результаты исследований эффективности Метода Контролируемого Плача показывают положительный эффект после применения.

   Различные варианты методики оценивались в 14 исследованиях, суммарно на 748 детях. Все работы продемонстрировали снижение проблем при укладывании ребенка  спать и/или частоты ночных пробуждений.

   Подобная статистика несомненно может воодушевлять родителей на работу по улучшению сна по методике Фербера.

 

 Описание методики

   Методика Фербера основана на поведенческой психологии и заключается в том, что родители кладут ребенка в кроватку и дают ему плакать и успокаиваться в течение определенных интервалов времени. Родители подходят к малышу через определенный интервал времени, находятся рядом с кроваткой малыша не более 1-2-х минут и снова уходят. С каждой ночью интервалы времени, через которые родители заходят к малышу, увеличиваются - так ребенок учится самоуспокоению.

   Дети достаточно быстро улавливают ассоциативную взаимосвязь – отсутствие реакции родителя на крик и отказываются от плача, в силу того, что он не приводит к желаемым последствиям -родитель не подходит. Ребенок перестает плакать, засыпает быстрее и спит без пробуждений.

 Схема применения методики

   Первая ночь. Время укладывания на ночной сон увеличивается на полчаса-час, при этом время последующего утреннего пробуждения остается тем же. После ритуала, нужно положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты на 3 минуты, в независимости от того, плачет он или нет.

   Если после этого времени он все еще плачет, нужно подойти, но не брать  малыша из кроватки на руки. После этого нужно выйти и побыть вне комнаты уже 5 мин. Далее снова войти и снова выйти. В следующий раз интервал увеличится до 10 минут, в независимости от того, плачет ли ребенок в кроватке или нет.

   Продолжать обучать малыша спать нужно по этой же схеме, с 10 минутными интервалами, пока он не уснет. Когда ребенок просыпается ночью, нужно не помогать ему успокоиться сразу, а подождать 5-10 минут.

 

   Вторая ночь. Схема повторяется, но интервалы времени, через которые родители заходят к малышу увеличиваются по схеме:

  • 5 минут для первой проверки
  • 10 минут для второй проверки
  • 12 минут – для всех последующих заходов до засыпания.

 

   Третья и последующие ночи. Схема: 10 минут – для первой проверки, 15 минут – для второй, 20 минут  – для последующих, даже если ребенок не спит все это время.

   Методика Фербера может применяться к здоровым детям старше 4-х месяцев. При условии, что ребенок не обладает повышенной возбудимостью и не переживает скачок роста.

 Плюсы и минусы в методики Фербера

   Несмотря на то, что противников, выступающих против Метода Контролируемого Плача достаточно, у него есть объективный плюс: такой подход демонстрирует быстроту и высокую эффективность - на 2-5 день уже можно заметить выраженный эффект, ребенок засыпает быстрее в своей кроватке.

   В некоторых случаях именно эта методика может быть показана как самый эффективный способ научить малыша засыпать. Например, если мама совсем не спит, находится на грани нервного срыва и даже боится навредить малышу. Или когда кто-то из родителей является негативной ассоциацией на засыпания ребенка.  Или мама совсем не выдерживает работы по медленной методике. При условии, что все близкие согласны на применение методики, можно рекомендовать ее применение.

 

   Но очевидных минусов этого подхода гораздо больше:

  • Ребенок много плачет и может накопить усталость из-за затяжных укладываний
  • Методика категорически не подходит легковозбудимым детям.
  • Чтобы последовательно применить методику родителям и научить ребенка спать необходимо много терпения и воли, что тяжело в условиях общего переутомления.
  • Много вопросов вызывает методика в отношении привязанности и ее нарушения.

 

   При обучении сну по методике, предложенной Фербером, родители выходят из комнаты, оставляя малыша плакать одного. Для малыша, особенно в возрасте до 12 месяцев, плач – это единственный способ заявить о своей потребности. Ребенок может выражать плачем потребность в тепле, в ласке, в безопасности. Малышу может быть одиноко, страшно, неуютно.

   Игнорируя эти потребности, родители невольно транслируют ребенку посыл «твои потребности не интересны, не нужны миру. Будь удобным, тогда мир заметит и одобрит тебя». Этот посыл, конечно, негативно отражается на формировании базового доверия к миру и может выражаться в последствии двумя полярностями: либо чрезмерной привязкой малыша к матери и его несамостоятельности во многих вопросах, как компенсации «самостоятельности», приобретенной в более раннем возрасте. Так и высокой самодостаточностью, но наряду с этим и высокой тревожностью и повышенной эмоциональной ригидностью – отстраненностью, холодностью.

 

 Методика Фербера или методика Ким Вест?

   Команда Спи, Малыш представляет мягкую методику Ким Вест в России - Метод Медленного Отдаления. Методика Ким Вест с успехом применяется во всем мире уже 20 лет и доказала свою безопасность и эффективность.

   Обойтись без единой слезинки в процессе обучения невозможно – и даже в самом мягком способе обучения слезы ребенка возможны. Главное отличие методик в том, что по Ким Вест плач не является реакцией, которую надо оставлять без внимания, игнорировать. Родители, обучающие ребенка  спать самостоятельно по технике Медленного Отдаления помогают малышу и не оставляют его плакать в одиночестве.

 

 Какие же основные отличия методик?

   ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ.

   По технике Ким Вест родители помогают ребенку, если видят, что он не может справиться сам, уменьшая свою помощь последовательно, постепенно, раз в несколько дней, дожидаясь, пока малыш привыкнет к уменьшению объема помощи. Подход Фербера же подразумевает самостоятельное успокоение малыша с первого дня обучения.

 

   РЕБЕНОК В КОМНАТЕ.

   По Ким Вест родители не оставляют малыша одного в комнате, пока он не будет к этому готов. Выход из комнаты происходит по прошествии нескольких дней обучения, когда ребенок уже привык к постепенному сокращению помощи и не плачет. По Ферберу родитель выходит из комнаты с первого дня обучения, несмотря на плач.

 

   СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕН.

   Скорость перемен  по методике Ким Вест индивидуальная и плавная. В методике Фербера есть достаточно жесткая универсальная схема, подразумевающая увеличение интервалов выхода из комнаты с первого дня применения.

 

   МЕСТО СНА.

   Обучение засыпанию по методике Ким Вест возможно и при совместном сне, и в детской кроватке. При использовании метода Фербера ребенок обучается засыпанию без помощи родителей  только в кроватке.

 

 Какой же метод выбрать?

   У каждого родителя, у каждой семьи есть гласная или негласная «философия родительства». Прежде, чем приступать к обучению по любому способу, родителям важно обсудить взгляды друг друга и прийти к общему видению, чтобы быть последовательными и уверенными, реализуя обучение на практике.

   При выборе той или иной методики одно из главных условий, являющимся фундаментом обучения, становится настрой родителей на этот формат обучения. Если методика подходит по своей философии и маме и папе, у них нет разногласий, оба они настроены решительно – это гораздо более здоровая ситуация для всей семьи, нежели спорящие и тем более ссорящиеся родители. В случае разногласий  может не только снижаться или вовсе не достигаться эффект от обучения, но и в целом ухудшаться внутрисемейная атмосфера, что в свою очередь, также негативно влияет и на качество сна всех членов семьи.

   Обучение малыша засыпать  и спать самостоятельно имеет прямую связь с развитием самостоятельности на протяжении дня. Если малыш очень привязан к маме днем, обучение сну, где мама резко оставляет его одного будет достаточно травматичным для него.

   Умение засыпать и спать самостоятельно – это навык, а ребенку требуется время, чтобы этот навык освоить. Задача родителей помочь своему малышу научиться засыпать самостоятельно, проведя соответствующую подготовку: наладив условия сна, сформировав режим сна и бодрствования, организовав вереницу ритуалов перед сном. При отсутствии подготовки, резкое обучение сну может вести за собой переутомление, недосып, и, как следствие плохое самочувствие в течение дня и ослабление иммунитета малыша.

   При выборе любой из методик очень важна последовательность действий, чтобы ребенок учился и привыкал к определенной схеме. Важно не нарушать ее, «не выдержав плача» - это только усугубит и эмоциональное состояние малыша и переживания родителей, а также снизит эффективность работы со сном.

   Родителям важно определиться сразу, что и в каком подходе обучения приемлемо для них, а что нет, и, исходя из этого, начинать подготовку к работе со сном и приступать к ее реализации. При положительном настрое и уверенности родителей, они смогут прийти к договоренности и выбрать оптимальную для их семьи стратегию обучения малыша сну.